История журналистики и литературы как университетские науки

Реформы в образовании, приведшие к гуманитарной катастрофе, побуждают университеты к поиску новых возможностей в изучении и преподавании истории литературы и журналистики, что может служить преодолению культурного разрыва. В статье говорится о четырех точках сближения этих дисциплин. Не менее важным представляется привлечение студентов к исследовательской работе. Одно из ее направлений (впрочем, конечно, не единственное) — изучение отечественной журналистики в ее связях с литературой. Правомерно и методологически совершенно обоснованно рассматривать журналистику как вид литературной деятельности: работа со словом, создание текста. Многие писатели, ныне ставшие бесспорными классиками, приходили в литературу через журналистику. Для других она была видом литературной работы, естественным для литератора образом жизни. Третьи вступали с ней в сложные, часто вынужденные либо даже конфликтные отношения. Как бы то ни было, каждый случай конкретен и требует изучения. Это первое.
Второе направление исследований — история критических оценок, создания литературной репутации писателя в его современности и затем в посмертной критике. Факультеты журналистики университетов вполне могут стать и уже становятся или стали научными центрами для работы в этом направлении. Ими накоплен огромный материал — это диссертации, научные статьи, монографии и т. д.
И конечно (в-третьих), одной из сфер тесного соприкосновения литературы и журналистики является публицистика. Такие исследования ведутся в университетах давно и продуктивно. В литературоведении в последние годы обсуждается термин «художественно-публицистическое единство», что убеждает в общности многих собственно филологических и историко-журналистских исследований.
Четвертое направление — журналистские выступления как претексты либо источники художественных произведений. Сюжет «Преступления и наказания», некоторые романы Н. Лескова, «Сентиментальные повести» М. Зощенко — этот ряд можно продолжать. Правомерны такие темы выпускных квалификационных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, как, например, «М. Булгаков и журналистика», «Н. Гумилев и журналистика». Подобные исследования уже ведутся.
В современных условиях особенно важной становится роль гуманитарных наук, которые способствовали бы преодолению культурного разрыва или хотя бы ему противостояли.

Библиография: 

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
Белая Г. А. Дон Кихоты революции — опыт побед и поражений. М.: РГГУ, 2004. 623 с.

Жирков Г. В. Журналистика России: от золотого века до трагедии. 1900–1918 гг. Ижевск: Ин-т ком-
пьютерных исследований, 2014. 382 с.
Зинин С. А. ЕГЭ-2013. Литература. Самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель,
2013. 160 с.
Миронова Ю. С. ЕГЭ. Литература. Раздаточный материал тренировочных тестов. СПб.: Тригон, 2009.
96 с.
Семенова А. Л. Исторические дисциплины в профессиональной подготовке журналистов // Семено-
ва А. Л. Сопряжение идей… Сопряжение смыслов… Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т,
2015. 280 с.
Тульчинский Г. Л. Глобализация, массовая культура и бренд России: угрозы или «окна возможно-
стей»? // PR-технологии в информационном обществе: матер. IV Всероссийской научно-прак-
тической конф. (Санкт-Петербург, 30–31 марта 2007). Ч. 1. СПб.: СПбПУ, 2007. 560 с.

Код УДК: 
070 + 821.161.1
DOI: 
10.21638/11701/spbu09.2016.412
Страницы: 
162-169