Коммуникационная модель «Я — Другой» в монодраме Е. Гришковца

Статья посвящена исследованию семиотической системы театра Евгения Гришковца. Особое внимание уделено коммуникационной модели «Я — Другой». Аргументируя две парадигмы «Я — тело — Другой» и «Я как тело — для Другого» театрального текста Гришковца, автор подчеркивает, что парадигма «Я — Другой» реализуется на сцене главным образом присутствующим рассказчиком-моногероем Гришковцом и воображаемым образом «Другого». Анализ образов разных категорий героев и отношений этих героев между собой показывает, чтомодель «Я — тело — Другой» служит демонстрации натянутых отношений героя с внутренним собой и с внешним миром. Во второй парадигме «Я как тело — для Другого» рассматривается
ключевой вопрос о лишении самоидентификации героев. Автор дает характеристику факторов «Я» и «Другой», считает, что «Я» служит внебытовым и внебытийным элементом, который принадлежит к категориям настоящего и будущего времени. «Другой» символизирует путь разрушения прошлого опыта героя, представляет прошедшее время. Коммуникационная модель «Я — Другой» носит семиотический характер сценического воплощения, включая разность временного параметра в одном пространстве: прошлое — настоящее — будущее.

Библиография: 

Агеева 2013 — Агеева Н. А. “Поэтика современной отечественной монодрамы.” Вестник Новосибирского гос. педагогич. ун-та. 16 (6), 2013: 168–176.
Бондарева 2007 — Бондарева Е. Е. “Теоретическая модель современной монодрамы: подвижные рамки жанрологического канона.” Русская и белорусская литературы на рубеже XX — XXI веков: В 2 ч. Ч. 1. Минск: РИВШ, 2007. С. 249–257.
Гончарова-Грабовская 2009 — Гончарова-Грабовская С. Я. “Монодрама в творчестве Е. Гришковца.” Вестник БГУ. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. 3, 2009: 26–31.
Гришковец 2009 — Гришковец Е. В. Зима: Все пьесы. М.: Эксмо, 2009. 320 с.
Гришковец 2011 — Гришковец Е. В. Сатисфакция: сценарий, пьесы и лирика. М.: Махаон, 2011. 232 с.
Давыдова — Давыдова М. Ю. “О себе, о родине, о счастье.” Известия. Дата публикации: 05.05.2009.
Ду 2008 — 杜思慧。单人表演。台湾:黑眼睛文化,2008年。第462页。 (Ду С. Solo performance. Тайвань: Культура «Черные глаза», 2008. 170 с.) (китайск.)
Дьячук 2008 — Дьячук М. В. “Категория другого как пространственно-временной принцип построения героя в драматургии Е. Гришковца.” Вестник ИГЛУ. 4, 2008: 154–159.
Евреинов 1909 — Евреинов Н. Н. Введение в монодраму. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1909. 32 с.
История философии 2002 — История философии. Энциклопедия. А. А. Грицанов (сост.). Румянцева Т. Г., Можейко М. А. (ред.). Минск: Книжный Дом, 2002. 1376 с.
Ли 2013 — 李钦君。单人剧及其起源。四川戏剧。第10期。2013年。第116–118页。 (Ли Ч. Монодрама и ее происхождение. Сычуанский театр. 10, 2013: 116–118). (китайск.)
Ортис 2003 — Ортис Л. М. “«Я»/інший (self/other) [«Я»/другой (self/other)].” Енциклопедія постмодернізму [Энциклопедия постмодернизма]. Шовкун В. (пер.). Вінквіст Ч., Тейлор В. (ред.). Київ [Киев]: Основи, 2003. 476 с. (украинск.)
Хализев 1986 — Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во МГУ, 1986. 260 с.

Текст статьи: 
Код УДК: 
82.25
DOI: 
10.21638/11701/spbu09.2017.402
Страницы: 
525-532