Эпидейктическая функция исторического повествования в стихотворных монологах Дж. Хиггинса («Зерцало правителей») и «Памятниках бриттов» Э. Спенсера («Королева фей», Книга II, Песнь X)

В статье впервые в отечественном литературоведении сопоставляются фрагмент «Королевы фей» Э. Спенсера и монологи из «Зерцала правителей» Дж. Хиггинса, что позволяет выявить особенности организации поэтических произведений елизаветинской эпохи, предметом изображения которых является история. Основанием для сопоставления выбранных произведений, помимо стихотворной формы, послужили схожесть целевых установок авторов и хронологических рамок описываемых ими событий. Наибольшее внимание оба автора уделяют описанию начала британской истории, а также эпизодам, в которых основными действующими лицами являются женщины: истории Локрина и Гвендолены, Леира и Кордейлы.
Поскольку основными функциями и истории, и поэзии считались поучение и восхваление, предметом нашего анализа стала реализация в рассматриваемых текстах эпидейктической и дидактической функций, каждая из них присутствует в обоих текстах, но в монологах Хиггинса доминирует дидактическая, а в рассматриваемом фрагменте поэмы Спенсера — эпидейктическая функция. Хотя основная цель Хиггинса — наставление, повествование о царствовании первого правителя Британии Брута содержит панегирические ноты, прославляется как золотой век, за благополучием которого следует череда несчастий. Превозносит Британию Брута и Спенсер, называя ее империей, но еще в большей степени эпидейктическая функция проявляется в эпизодах с участием Гвендолены и Кордейлы. Эти героини изображены более самостоятельными, чем в текстах Хиггинса, Спенсер представляет их как хороших правительниц. Более того, анализ изложения Спенсером истории Локрина и Гвендолены показывает, что он не только по-иному, чем другие авторы, характеризует Гвендолену, но и допускает незначительные изменения в сюжете, чтобы изобразить героиню в более выгодном свете. Таким образом в «Королеве фей» рассказ о предках Елизаветы становится частью похвалы самой королеве.

Библиография: 

Алексеев 1984 — Алексеев М. П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М.: Высшая школа, 1984. 351 с.
Бурова 2015 — Бурова И. И. “Легенда о Локрине и ее интерпретация в английской литературе Елизаветинского периода”. Филология и культура. 40 (2), 2015: 181–185.
Burkhardt 1975 — Burkhardt R. E. “History, the Epic and the ‘Faerie Queene’ ”. English Studies. 56 (1), 1975: 14–19. (англ.)
Farnham 1926 — Farnham W. “John Higgins’ “Mirror” and “Locrine”. ” Modern Philology. 23 (3), 1926: 307–313. (англ.)
Harper 1910 — Harper C. A. The Sources of the British Chronicle History in Spenser’s “Faerie Queene”. Philadelphia: John C. Winston, 1910. 210 p. — (Modern Philology) (англ.)
Quitslund 2000 — Quitslund B. “Elizabethan Epideixis and the Spenserian Art of State Idolatry”. The European Legacy. 5 (1), 2000: 29–48. (англ.)

Текст статьи: 
Код УДК: 
82(091)
DOI: 
10.21638/11701/spbu09.2017.404
Страницы: 
544-553