Динамикамедиапрезентации одного литературного феномена

Статья посвящена одному из ключевых арт-сегментов современного российского медийного пространства — литературной критике и арт-пиару. Актуальность статьи определяется тем обстоятельством, что последние системные исследования российской литературной критики как ключевого средства формирования художественного дискурса в публичном пространстве были осуществлены еще в начале нового столетия. В данной работе изучается специфика динамики коммуникативного пространства, которое создавалось и создается разнотипными средствами массовой информации как контекстное, фоновое для так называемой деревенской прозы — по признанию историков литературы, наиболее значительного литературного феномена второй половины прошлого века. Исследуется длительный период: с 1960-х гг. прошлого века по настоящее время. Авторы статьи приходят к выводу о том, что очевидное изменение коммуникативных условий существования деревенской прозы связано не только с изменением ситуации в массмедиа или с изменением установок читательской аудитории, но и с институциональными характеристиками этого литературного феномена. Выявленные авторами статьи особенности определенного специализированного сегмента российского медийного пространства препятствуют неизбежному, кажется, запрограммированному господством рынка доминированию пиар-компонента, вопреки ожиданиям актуализируют традиционную для русской литературной критики публицистичность, сосредоточенность на онтологической проблематике, способность осознавать потребность в социально значимых событиях и жестах, форматирующих литературный дискурс медийного пространства. С другой стороны, практически сформировавшиеся и, видимо, отрефлексированные дискурсивные прагматические наклонности, устремления современной профессиональной литературной критики и журналистского сообщества провоцируют оппозитивное повышение статуса читательских высказываний о художественном произведении. Причем принципиально важно, что читательские высказывания и оценки последнего времени основаны на понимании не только идейно-тематических, но и поэтических особенностей литературного текста. Основной вывод касается причин, движущих сил эволюции медийного контекста любого культурного события, которые, с точки зрения авторов статьи, и сегодня связаны с феноменальными характеристиками данного явления.

Текст статьи: 
Код УДК: 
801.7
DOI: 
10.21638/11701/spbu09.2017.412
Страницы: 
650-663